Ответы на часто задаваемые вопросы

Для чего нужна добровольная сертификация?

Как полученный сертификат может защитить мои авторские права?

В чем отличие между авторским правом и правом на интеллектуальную собственность?

По каким критериям отбираются эксперты для оценки соответствия произведений?

На какие произведения можно получить сертификат?

Почему для регистрации в СДС необходимо лично приехать в офис?

Для чего нужен реестр?

Для чего нужна электронная подпись (ЭП)?




Для чего нужна добровольная сертификация авторских прав?

Защита авторских прав на объекты интеллектуальной собственности в современном мире является ключевым элементом инновационной экономики. 

В нашей стране защита интеллектуальной собственности осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом (Часть четвертая), Принятым Государственной Думой 24 ноября 2006 года и одобренным Советом Федерации 8 декабря 2006 года. 

Статья 1242 Гражданского кодекса (ГК) предусматривает возможность формирования организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами. Однако, практически для всех объектов интеллектуальной собственности, указанных в статье 1225 ГК, предусмотрена процедура государственной регистрации за исключением произведений науки литературы и искусства. Поэтому во всех цивилизованных странах охрана вышеуказанных объектов осуществляется общественными организациями. 

Инновационным подходом в регистрации авторских прав и прав интеллектуальной собственности является проведение формальной процедуры перевода «результатов интеллектуальной деятельности» (РИД) в «объект интеллектуальной собственности» (ОИС) с использованием процедур оформления РИД в виде юридически значимого электронного документа. 

Добровольная сертификация, проводимая НП «НИЦ», по сути своей является первым шагом на пути введения объекта интеллектуальной собственности в экономический оборот.


Как полученный сертификат может защитить мои авторские права?

Сам по себе сертификат авторских прав или прав интеллектуальной собственности, конечно, ни кого и ни от чего не защищает. А вот его применение в качестве доказательства авторского права в судебной системе Российской Федерации может являться весомым аргументом в пользу Автора в зависимости от возникшей конфликтной ситуации. 

В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" Федеральное Агентство по техническому регулированию и метрологии, находящееся в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, аккредитовало НП «НИЦ» в качестве органа по сертификации в системе добровольной сертификации (СДС) «Интеллектуальная собственность и сервис» (ИСС) РОСС RU.818.04ФББ0 от 15.07.2011г. 

В соответствии со статьей 17 вышеуказанного Федерального закона и на основании правил СДС ИСС разработан стандарт организации «Интеллектуальная собственность. Оценка соответствия и регистрация результатов интеллектуальной деятельности», который позволяет реализовать следующие основные принципы: 

  • добровольного применения документов в области стандартизации; 
  • максимального учета законных интересов заинтересованных лиц; 
  • недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг и др. 

Таким образом, на основании статьи 21 Федерального закона «О техническом регулировании» НП «НИЦ» реализует права органа по сертификации на добровольной основе по инициативе Заявителя на условиях договора с Заявителем, в частности: 

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия; 
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию; 
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации; 
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.


В чем отличие между авторским правом и правом на интеллектуальную собственность?

Отличие в процедурах регистрации. Разработанный по заказу НП «НИЦ» стандарт «Интеллектуальная собственность. Оценка соответствия и регистрация результатов интеллектуальной деятельности» предусматривает два вида регистрации: права интеллектуальной собственности и авторского права. В первом случае регистрация носит формальный характер – проверка соответствия РИД правилам оформления документа в электронном виде и основывается на декларировании ответственности с использованием собственных доказательств (Закон «О техническом регулировании», Глава 4, Статья 24, «Декларирование соответствия»). 

Во втором случае (на основании вышеуказанной Статьи Закона) предусматривается процедура доказательств, полученных с участием третьей стороны (органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории). При этом в соответствии со стандартом организации проводится экспертная оценка РИД специалистами в каждой предметной области литературы, науки или искусства.


По каким критериям отбираются эксперты для оценки соответствия произведений?

Проведение экспертизы это одна из самых сложных и трудоемких процедур. Как мы уже отмечали, экспертиза проводится в случае необходимости получения доказательств авторского права с участием третьей стороны. В рамках проведения экспертизы проводится работа по оценке соответствия - прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к результату интеллектуальной деятельности. Кроме того, проводится оценка соответствия декларируемых заявителем свойств этого результата. Для этого выбираются три независимых друг от друга и третьих лиц эксперта, которые дают свое заключение на РИД. В качестве экспертов будут привлекаться специалисты трех категорий. В первую группу экспертов входят физические лица, имеющие профессиональный опыт по предмету РИД не менее 10 лет и являются общепризнанными специалистами, вторую и третью группу – будут представлять физические лица, имеющие степень кандидата наук или доктора наук соответственно. Работа экспертов направлена на поиск доказательной базы авторства на тот или иной РИД. 

Таким образом, авторское право может быть защищено сертификатом еще до момента опубликования объекта интеллектуальной собственности в соответствующих книгах, журналах, газетах и других печатных изданиях.


На какие произведения можно получить сертификат?

В соответствии со стандартом организации можно получить сертификат практически на любые произведения, хотя формально они распределяются следующим образом: по принадлежности к области знаний и по назначению. 

По принадлежности к области знаний – это общие вопросы, философия, психология, религия, теология, общественные науки, математика, естественные науки, прикладные науки, медицина, техника, производство, искусство, музыка, игры, спорт, художественная литература, география и история. 

С точки зрения назначения произведения подразделяют на: научное, научно-популярное, производственно-практическое, нормативное производственно-практическое, учебное, массово-политическое, справочное, для досуга, рекламное, художественное. 

Эти данные необходимо указывать в заявлении на сертификацию, которые будут впоследствии отражены в соответствующей кодировке номера сертификата.


Почему для регистрации в СДС необходимо лично приехать в офис?

Для регистрации РИД в СДС ИСС необходимо лично приехать в офис по двум причинам. С одной стороны, как мы уже говорили, система сертификации предусматривает добровольный характер, поэтому в Заявлении на регистрацию прав интеллектуальной собственности или авторского права нужна личная подпись. С другой стороны если, заявитель по каким либо причинам не хочет или не может приезжать каждый раз в офис для регистрации своего РИД, то это можно сделать с использованием электронной подписи. Однако, для того чтобы она имела юридическую значимость для этого нужно приехать в офис лично и оформить соответствующие документы.


Для чего нужны реестры?

Реестр в СДС ИСС играет важную роль в процессах регистрации прав интеллектуальной собственности и авторских прав. В соответствии с Гражданским кодексом автор вступает в свои права после обнародования или опубликования. Однако процессная модель, разработанная в соответствии с международным стандартом ИСО 9000-2008, показала, что «промежуток» времени от момента завершения работы автора над произведением и оформления его в качестве РИД до момента опубликования может быть очень значительным. Поэтому, реестр выполняет функцию обнародования – объявления общественности с целью показать, что на момент регистрации объект интеллектуальной деятельности существовал в объективном виде. Запись в реестре – это первый шаг на пути введения результатов интеллектуальной деятельности в экономический оборот и защиты прав интеллектуальной собственности при столкновении интересов.


Для чего нужна электронная подпись (ЭП)?

Электронная подпись предназначена для аутентификации лица, подписавшего электронный документ. Кроме этого, использование электронной подписи позволяет осуществить:

  • контроль целостности передаваемого документа. При любом случайном или преднамеренном изменении документа подпись станет недействительной, потому что вычислена она на основании исходного состояния документа и соответствует лишь ему;
  • защиту от изменений (подделки) документа. Гарантия выявления подделки при контроле целостности делает подделывание нецелесообразным в большинстве случаев;
  • невозможность отказа от авторства. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец не может отказаться от своей подписи под документом;
  • доказательное подтверждение авторства документа. Так как создать корректную подпись можно, лишь зная закрытый ключ, а он должен быть известен только владельцу, то владелец пары ключей может доказать своё авторство подписи под документом.